СДВГ: Расстройство исполнительных функций и саморегуляции

СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это расстройство нейроразвития, которое проявляется в детстве симптомами гиперактивности, импульсивности или невнимательности. Симптомы влияют на когнитивные, академические, поведенческие, эмоциональные и социальные функции человека, затрагивая всю его жизнь.
Новоселова Анастасия Андреевна
28.10.2025
1. Суть СДВГ: Нарушение Развития
СДВГ является нарушением развития исполнительных функций и навыка саморегуляции.

  • Природа расстройства: Нарушение развития означает, что СДВГ присутствует с ребенком с рождения и будет с ним пожизненно.

  • Задержка: У детей с СДВГ наблюдается задержка в развитии этих функций примерно на 2-3 года

  • Исполнительные функции: Это умственные процессы, которые позволяют: планировать, концентрировать внимание, запоминать инструкции, успешно совмещать несколько задач, контролировать свое поведение и эмоции. Они важны как для образования, работы, так и для быта.
2. Эпидемиология и Нейробиология
Распространенность
СДВГ — одно из самых распространенных расстройств детского возраста.

  • Общая распространенность: По разным источникам, варьируется от 2 до 17%.
  • Среди школьников: Наблюдается распространенность 9–15%

    Соотношение по полу (мужчины чаще):

  • Гиперактивно-импульсивный подтип: 4 мальчика к 1 девочке (4:1).
  • Невнимательный подтип: 2 мальчика к 1 девочке (2:1).
Патофизиология
В основе СДВГ лежат два типа особенностей функционирования нервной системы:

1. Сниженная активность нейромедиаторов:

  • Снижена активность дофамина и норадреналина в лобно-подкорковых цепях.

  • Эти нейромедиаторы позволяют усиливать нужный сигнал и отсеивать шум. В норме их выброс умеренный и постоянный, но при СДВГ он недостаточный или, на фоне стресса, повышенный, что нарушает мозговую функцию.

2. Дисфункция мозговых структур:
  • На МРТ можно увидеть дисфункцию лобной коры, хвостатого ядра, скорлупы и бледного шара.

  • Это приводит к неэффективной обработке информации в цепях, управляющих вниманием и самоконтролем.
Генетические и Внешние Факторы
  • Генетика: Предполагается, что генетические факторы обуславливают большую часть симптомов. Наследуемость у СДВГ очень высокая — 75%

  • Внешние факторы: Могут играть вторичную роль, усугубляя имеющиеся симптомы. К ним относят: недоношенность, низкая масса тела, пренатальное воздействие табака/алкоголя, гестационный диабет, травмы головы у малышей.
3. Симптомы и Диагностика
Симптомы делятся на гиперактивность/импульсивность и невнимательность. Часто наблюдаются смешанные проявления.
Гиперактивность и Импульсивность
  • Проявления: Чрезмерная суетливость, трудности сохранения положения сидя, чувство внутреннего беспокойства (у подростков), неуместная беготня (у младших детей), шумная игра, чрезмерная болтливость, перебивание, быстрое выпаливание ответов

  • Возраст проявления: Симптомы заметны с 4-х лет, достигают пика к 7-8 годам и потом идут на спад. Импульсивность может оставаться во взрослом возрасте, а гиперактивность — уменьшается.
Невнимательность
  • Проявления: Ошибки по невнимательности, витание в облаках, игнорирование обращений, неспособность доводить дела до конца (прокрастинация), трудности с организацией и пониманием времени, избегание умственных усилий, потеря предметов, забывчивость в рутинных делах

  • Возраст проявления: Симптомы обычно не проявляются до 8-9 лет и часто становятся заметными в школе. Это проблема на всю жизнь.
Диагностические Требования (Клинический диагноз)
  • Симптомы присутствуют более чем в одной обстановке (школа и дом).
  • Наблюдались в течение как минимум 6 месяцев.
  • Появились до 12 лет.
  • Нарушают функционирование и являются чрезмерными для уровня развития.
  • Не вызваны другими психическими расстройствами.

Важно: СДВГ — это клинический диагноз, который ставится на основании сбора жалоб, анамнеза и наблюдения. Не существует лабораторных или инструментальных обследований (ЭЭГ, МРТ, УЗДГ) для его постановки.

Дополнительные методы: Использование шкал (Вандербильта, Конерса, СДВГ-4) и запрос характеристик от учителей/воспитателей.
4. Коморбидность
СДВГ имеет очень высокую коморбидность (сочетаемость с другими расстройствами).
Коморбидность СДВГ
Коморбидность СДВГ (Сочетаемость с другими расстройствами)
Расстройство Частота коморбидности Пояснение
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) 50-80% по разным источникам Темперамент и личностные особенности предрасполагают к развитию оппозиции, противоречию и спорам с авторитетными взрослыми.
Депрессия, Тревожные расстройства 20-40% по разным источникам Сам патогенез СДВГ предрасполагает к развитию тревожных, а затем и депрессивных расстройств.
Расстройство аутистического спектра (РАС) 13% по разным источникам При обратной взаимосвязи (СДВГ среди людей с РАС) встречаемость выше.
Нарушения сна 25-85% по разным источникам Могут сопровождать СДВГ, начиная с младенчества.
Расстройства обучения 20-60% по разным источникам Дислексия, дисграфия, расстройство развития координации (диспраксия).
Тиковое расстройство 20% по разным источникам Замешаны одни и те же структуры головного мозга.
5. Коррекция Симптомов
Коррекция симптомов включает несколько этапов, где на первый план выходят поведенческие и образовательные вмешательства.
Немедикаментозные вмешательства
    1. Информирование (Психообразование): Обучение о СДВГ, чтобы избежать ярлыков («ленивые», «глупые») и понять, что симптомы обусловлены функционированием мозга.

    2. Тренинги для родителей:
    Изменение поведения родителей для лучшего влияния на ребенка, организация среды и рутины.

    3. Образовательные, поведенческие и организационные вмешательства:

  • Соблюдение ежедневного расписания.
  • Минимизация отвлекающих факторов.
  • Постановка небольших и достижимых целей.
  • Поощрение позитивного поведения (важно из-за низкой внутренней мотивации).
  • Использование таблиц, контрольных списков (чек-листов) для организации.
  • Спокойная дисциплина (тайм-аут, отвлечение).

    4. Рекомендации для школы:
    Писать задания на доске, сажать на 1-2 парту, увеличивать время на задания, использовать личные сигналы (не ругать!).
Медикаментозное лечение
    Медикаменты используются дополнительно; у взрослых они могут выступать на первый план.
Медикаментозное лечение СДВГ
Медикаментозное лечение СДВГ
Класс препаратов Механизм действия Фокус воздействия
Атомокситин (Основной в РФ) Селективный ингибитор обратного захвата норадреналина. Коррекция функции внимания.
Не вызывает зависимости (не влияет на дофамин).
Агонисты α-адренорецепторов
(Гуанфацин, Клонидин)
Больше воздействуют на симптомы гиперактивности и импульсивности.
Оценка эффективности: Проводится измерением основных симптомов и ответом на лечение, например, повторным анкетированием.
💡 Заключение: Комплексный подход и перспективы
СДВГ — это хроническое расстройство нейроразвития, обусловленное особенностями функционирования головного мозга, в первую очередь, дисфункцией лобно-подкорковых цепей и нарушением регуляции нейромедиаторов.
Понимание СДВГ как нарушения развития исполнительных функций критически важно, поскольку оно смещает фокус с обвинений («ленивый», «невоспитанный») на необходимость структурированной помощи и поддержки
Успешная терапия СДВГ всегда строится на комплексном подходе:

1. Информирование и психообразование для всей семьи и окружения.

2. Поведенческие и организационные вмешательства (тренинги для родителей, школьные адаптации).

3. При необходимости, медикаментозная поддержка, направленная на коррекцию нейробиологического дефицита.

Цель терапии — не "вылечить" расстройство (так как оно пожизненное), а максимально адаптировать человека к жизни, обеспечив ему условия для реализации своего потенциала, несмотря на сохраняющуюся задержку саморегуляции. Регулярная оценка эффективности лечения (например, с помощью анкетирования) позволяет убедиться, что мы движемся в правильном направлении для благополучия ребенка и взрослого.
Видео-версия статьи
СДВГ: Расстройство исполнительных функций и саморегуляции - Новоселова Анастасия Андреевна