СДВГ: Расстройство исполнительных функций и саморегуляции
СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это расстройство нейроразвития, которое проявляется в детстве симптомами гиперактивности, импульсивности или невнимательности. Симптомы влияют на когнитивные, академические, поведенческие, эмоциональные и социальные функции человека, затрагивая всю его жизнь.
1. Суть СДВГ: Нарушение Развития
СДВГ является нарушением развития исполнительных функций и навыка саморегуляции.
- Природа расстройства: Нарушение развития означает, что СДВГ присутствует с ребенком с рождения и будет с ним пожизненно.
- Задержка: У детей с СДВГ наблюдается задержка в развитии этих функций примерно на 2-3 года
- Исполнительные функции: Это умственные процессы, которые позволяют: планировать, концентрировать внимание, запоминать инструкции, успешно совмещать несколько задач, контролировать свое поведение и эмоции. Они важны как для образования, работы, так и для быта.
2. Эпидемиология и Нейробиология
Распространенность
СДВГ — одно из самых распространенных расстройств детского возраста.
- Общая распространенность: По разным источникам, варьируется от 2 до 17%.
- Среди школьников: Наблюдается распространенность 9–15%
Соотношение по полу (мужчины чаще):
- Гиперактивно-импульсивный подтип: 4 мальчика к 1 девочке (4:1).
- Невнимательный подтип: 2 мальчика к 1 девочке (2:1).
Патофизиология
В основе СДВГ лежат два типа особенностей функционирования нервной системы:
1. Сниженная активность нейромедиаторов:
2. Дисфункция мозговых структур:
1. Сниженная активность нейромедиаторов:
- Снижена активность дофамина и норадреналина в лобно-подкорковых цепях.
- Эти нейромедиаторы позволяют усиливать нужный сигнал и отсеивать шум. В норме их выброс умеренный и постоянный, но при СДВГ он недостаточный или, на фоне стресса, повышенный, что нарушает мозговую функцию.
2. Дисфункция мозговых структур:
- На МРТ можно увидеть дисфункцию лобной коры, хвостатого ядра, скорлупы и бледного шара.
- Это приводит к неэффективной обработке информации в цепях, управляющих вниманием и самоконтролем.
Генетические и Внешние Факторы
- Генетика: Предполагается, что генетические факторы обуславливают большую часть симптомов. Наследуемость у СДВГ очень высокая — 75%
- Внешние факторы: Могут играть вторичную роль, усугубляя имеющиеся симптомы. К ним относят: недоношенность, низкая масса тела, пренатальное воздействие табака/алкоголя, гестационный диабет, травмы головы у малышей.
3. Симптомы и Диагностика
Симптомы делятся на гиперактивность/импульсивность и невнимательность. Часто наблюдаются смешанные проявления.
Гиперактивность и Импульсивность
- Проявления: Чрезмерная суетливость, трудности сохранения положения сидя, чувство внутреннего беспокойства (у подростков), неуместная беготня (у младших детей), шумная игра, чрезмерная болтливость, перебивание, быстрое выпаливание ответов
- Возраст проявления: Симптомы заметны с 4-х лет, достигают пика к 7-8 годам и потом идут на спад. Импульсивность может оставаться во взрослом возрасте, а гиперактивность — уменьшается.
Невнимательность
- Проявления: Ошибки по невнимательности, витание в облаках, игнорирование обращений, неспособность доводить дела до конца (прокрастинация), трудности с организацией и пониманием времени, избегание умственных усилий, потеря предметов, забывчивость в рутинных делах
- Возраст проявления: Симптомы обычно не проявляются до 8-9 лет и часто становятся заметными в школе. Это проблема на всю жизнь.
Диагностические Требования (Клинический диагноз)
- Симптомы присутствуют более чем в одной обстановке (школа и дом).
- Наблюдались в течение как минимум 6 месяцев.
- Появились до 12 лет.
- Нарушают функционирование и являются чрезмерными для уровня развития.
- Не вызваны другими психическими расстройствами.
Важно: СДВГ — это клинический диагноз, который ставится на основании сбора жалоб, анамнеза и наблюдения. Не существует лабораторных или инструментальных обследований (ЭЭГ, МРТ, УЗДГ) для его постановки.
Дополнительные методы: Использование шкал (Вандербильта, Конерса, СДВГ-4) и запрос характеристик от учителей/воспитателей.
4. Коморбидность
СДВГ имеет очень высокую коморбидность (сочетаемость с другими расстройствами).
Коморбидность СДВГ (Сочетаемость с другими расстройствами)
| Расстройство | Частота коморбидности | Пояснение |
|---|---|---|
| Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) | 50-80% по разным источникам | Темперамент и личностные особенности предрасполагают к развитию оппозиции, противоречию и спорам с авторитетными взрослыми. |
| Депрессия, Тревожные расстройства | 20-40% по разным источникам | Сам патогенез СДВГ предрасполагает к развитию тревожных, а затем и депрессивных расстройств. |
| Расстройство аутистического спектра (РАС) | 13% по разным источникам | При обратной взаимосвязи (СДВГ среди людей с РАС) встречаемость выше. |
| Нарушения сна | 25-85% по разным источникам | Могут сопровождать СДВГ, начиная с младенчества. |
| Расстройства обучения | 20-60% по разным источникам | Дислексия, дисграфия, расстройство развития координации (диспраксия). |
| Тиковое расстройство | 20% по разным источникам | Замешаны одни и те же структуры головного мозга. |
5. Коррекция Симптомов
Коррекция симптомов включает несколько этапов, где на первый план выходят поведенческие и образовательные вмешательства.
Немедикаментозные вмешательства
- 1. Информирование (Психообразование): Обучение о СДВГ, чтобы избежать ярлыков («ленивые», «глупые») и понять, что симптомы обусловлены функционированием мозга.
2. Тренинги для родителей: Изменение поведения родителей для лучшего влияния на ребенка, организация среды и рутины.
3. Образовательные, поведенческие и организационные вмешательства:
- Соблюдение ежедневного расписания.
- Минимизация отвлекающих факторов.
- Постановка небольших и достижимых целей.
- Поощрение позитивного поведения (важно из-за низкой внутренней мотивации).
- Использование таблиц, контрольных списков (чек-листов) для организации.
- Спокойная дисциплина (тайм-аут, отвлечение).
4. Рекомендации для школы: Писать задания на доске, сажать на 1-2 парту, увеличивать время на задания, использовать личные сигналы (не ругать!).
Медикаментозное лечение
- Медикаменты используются дополнительно; у взрослых они могут выступать на первый план.
Медикаментозное лечение СДВГ
| Класс препаратов | Механизм действия | Фокус воздействия |
|---|---|---|
| Атомокситин (Основной в РФ) | Селективный ингибитор обратного захвата норадреналина. |
Коррекция функции внимания. Не вызывает зависимости (не влияет на дофамин). |
|
Агонисты α-адренорецепторов
(Гуанфацин, Клонидин) |
— | Больше воздействуют на симптомы гиперактивности и импульсивности. |
Оценка эффективности: Проводится измерением основных симптомов и ответом на лечение, например, повторным анкетированием.
💡 Заключение: Комплексный подход и перспективы
СДВГ — это хроническое расстройство нейроразвития, обусловленное особенностями функционирования головного мозга, в первую очередь, дисфункцией лобно-подкорковых цепей и нарушением регуляции нейромедиаторов.
Понимание СДВГ как нарушения развития исполнительных функций критически важно, поскольку оно смещает фокус с обвинений («ленивый», «невоспитанный») на необходимость структурированной помощи и поддержки
Успешная терапия СДВГ всегда строится на комплексном подходе:
1. Информирование и психообразование для всей семьи и окружения.
2. Поведенческие и организационные вмешательства (тренинги для родителей, школьные адаптации).
3. При необходимости, медикаментозная поддержка, направленная на коррекцию нейробиологического дефицита.
Цель терапии — не "вылечить" расстройство (так как оно пожизненное), а максимально адаптировать человека к жизни, обеспечив ему условия для реализации своего потенциала, несмотря на сохраняющуюся задержку саморегуляции. Регулярная оценка эффективности лечения (например, с помощью анкетирования) позволяет убедиться, что мы движемся в правильном направлении для благополучия ребенка и взрослого.
1. Информирование и психообразование для всей семьи и окружения.
2. Поведенческие и организационные вмешательства (тренинги для родителей, школьные адаптации).
3. При необходимости, медикаментозная поддержка, направленная на коррекцию нейробиологического дефицита.
Цель терапии — не "вылечить" расстройство (так как оно пожизненное), а максимально адаптировать человека к жизни, обеспечив ему условия для реализации своего потенциала, несмотря на сохраняющуюся задержку саморегуляции. Регулярная оценка эффективности лечения (например, с помощью анкетирования) позволяет убедиться, что мы движемся в правильном направлении для благополучия ребенка и взрослого.
Видео-версия статьи
СДВГ: Расстройство исполнительных функций и саморегуляции - Новоселова Анастасия Андреевна